chel_tourist (nature_tour) wrote,
chel_tourist
nature_tour

Араслановская писаница

На дворе март, значит пора начать писать про свое лето. Почему так поздно, спросите вы? Да потому что нужно свои впечатления обжить, обдумать и писать на холодную голову с ноткой ностальгии в слоге.

Итак, первым летним маршрутом стала дорога к Араслановской писанице, что находится в Нязепетровском районе Челябинской области. Не ближний свет ехать, конечно. Поэтому попутно было решено посетить как можно больше интересных мест. И нам это удалось.

Выехали мы ранним утром 10 июня. Первым пунктом на маршруте стали Курочкин лог и гора Каравай, что находятся поблизости Вишневогорска. Ранее я уже рассказывала про эти места, поэтому не буду сильно заострять внимание на них снова.

В Курочкином логу было безмятежно тихо и пусто, создалось впечатление, что мы одни на добрую сотню километров. Лишь одинокий сапсан над карьерами гонял какую-то мелкоту, рассержено нарушая эту тишину своими плаксивыми вскриками.

Долго нарушать покой лога мы не стали, поехали на гору Каравай. На ней оказалась совершенно безлюдно. Сейчас-то я уже понимаю, что было просто рановато для отдыхающих, а тогда- удивилась. Ведь в первый раз приехав туда, я застала на Каравае как будто бы все население Вишневогорска, так было там многолюдно. Многочисленные загорающие на одеялах, дети, лазающие по тросам телевышки под табличкам, убеждающими, что в грозу находится здесь небезопасно, туристы вроде нас, фотографирующие панораму окрестностей... А в этот раз лишь ветер порывами гулял по склону да глухо тарахтел Вишневогорский ГОК, съедающий потихоньку гору Кобелиху.

Спустились к штольням. Ничего не изменилось, знаменитая жила №5 затоплена водой. И снежник лежит у входа как безмолвный охранник. Идите, мол, дальше, ничего вы не увидите...

И мы пошли. Точнее, поехали. К самому главному объекту этого путешествия- к Араслановской писанице и другим скалам на реке Уфа. Вообще, целиком все эти объекты заключены в гидрологический памятник природы под названием "Участок реки Уфа между Тимофеевым и Зайкиным камнями". Находится эта ООПТ за Нязепетровском, в окрестностях села Арасланово. Машину мы оставили у съезда. Его, кстати, трудно пропустить: стволы сосен по обеим сторонам густо обвязаны цветными лентами, камни окрашены краской в разные цвета. Он напоминает, скорее, алтарь или вход в какую-то святыню. Пешком по наезженной дорожке мы вышли краю скалы.
Скала на татарском именуется Яман-таш, что переводится как "плохой, обманчивый камень". Плохо ничего не нашли, обмануть нас тоже никто не решился:) Высоко, обзорно, впечатляюще!

Главное, с края не свалится!

Поросшая мхом расщелина в правой части смотровой площадки увлекает вниз за собой. Спускаемся, заглядывая в полости и трещины в известняке. Где же те знаменитые писаницы?

Спуститься-то спустились, а вот дальше передвигаться вдоль скалы оказалось трудно. Сначала даже тропки не намечалось, шли по краю скалы, по камню, ниже же плескалось буйное море кустарника и прочей растительности. Так что наших ошибок не повторяйте- от смотровой площадки идите влево, там пологий край скалы покажет резко уходящую тропку вниз- вам туда!
Вот так и пролезали потихоньку:

По пути попался грот. Хорошее укрытие от непогоды. Или просто заночевать- тоже хорошо. Только костры не жгите внутри!

Пройдя немного дальше мы наконец-то очутились у карниза под стеной, на которой изображена вся самая соль этого места. На скале обнаружены рисунки эпохи неолита, из-за них-то и названо место «Араслановская писаница». Рядом в одной из пещер нашли стоянку людей этой же эпохи. Писаница обнаружена в 1968 году. Представлена наскальная живопись 16 рисунками. На них изображены животные (лев, лошадь, копытные, медведь), антропоморфные и геометрические фигуры. Но рисунки эти область рискует утратить! Потому как некоторые свиньи считают нормальным наносить свои каракули поверх древних изображений. Это ненормально. Думайте головой, люди, что делают ваши пакостные руки.

Чьи-то руки не менее пакостные обвели каждый рисунок. Для слепых, наверное. На деле, скорее всего, это сделано коммерческими гидами, дабы не заморачиваться и не искать каждый раз эти артефакты.

Как будто прослышав мои мысли, на тропу из-за выступа вывалилась большая коммерческая группа. Мы поспешили скорее разминуться с нею, так как на тропе узко для толпы такой.

Чуть поодаль попался еще один просторный грот с колонной. У древних людей губа не дура, какие изысканные интерьеры использовали:)

За очередным поворотом стены тропа резко вздымается вверх по склону и выводит нас на верхотуру скалы. Немного проходим влево и оказываемся на стартовой точке- смотровой площадке. После подъема приятно сесть на край скалы, отдышаться, дать вольному ветру остудить тебя, осмотреть окрестности еще раз.

Место это мне понравилось, советую его обязательно посетить. Местные пугали нас обилием клещей, но мы не встретили ни одного. Зато встретили гадюку. Так что будьте осторожны.

Ниже по течению расположены еще несколько скал. Это вот Лось-камень и Копна-камень:

А это Зайкин камень (или Зайков, по некоторым источникам):

Остальные скалы расположены выше по течению от Яман-таш. Путь к ним лежит через село Арасланово. Приметная надпись-геоглиф "Слава труду" сразу бросается в глаза. Еще бы, буквы около 10м высотой! Выложили надпись камнем в 1960-х. Был там и Ленин со звездой, да кончился весь.

Далее путь мы держали к Араслановской скале. Мы специально заехали сначала на противоположный берег, чтобы сделать этот красивый снимок.

Живописная скала, очень вид ее понравился нам. И берег реки этот (противоположный, правый) пологий, только проехать до него могут лишь внедорожники- колея да грязновато. До берега мы проехали поляну, заставленную автомобилями. Играет музыка, много людей. Сабантуй! На берегу небольшая компания отдельно праздновала, весело и громко общалась. Пара мужчин с любопытством подошла к нашей малочисленной группе. Привычно отвечая, откуда мы, что хотим посмотреть и где уже были, мы получили порцию обязательных рекомендаций от местных жителей, которые, в прочем, лишними не бывают. Один из мужчин, махнув в сторону отдыхающих женщин, рассказал, что одна из них со скалы этой упала, будучи еще ребенком. Мы, конечно, удивились, высота скалы внушает, что падать с нее довольно-таки фатально. Мужчина же, положив руку на сердце, сказал, что это чистая правда. Нам оставалось только удивляться такому везению, а про себя думать "Во сочинил!"

Одна женщина встала и подошла к нам и мужчинам. Весело поприветствовала и заявила: "Это моя скала!". Мы заулыбались, непонятно же, что бы это значило. А женщина продолжает: "Я упала с самого верха, когда еще маленькая была. Бегали наверху игрались, споткнулась, покатилась и в реку упала! И выжила! Поэтому это моя скала!". Такие дела, ребята, из песни слов не выкинешь.

Поехали мы на ту сторону, посетить пещерку в этой скале. Маленькая та пещера, но с высоким сводом.

Близость села дает о себе знать. Сколько даже не надписями на стенах, столько запахом коз. Просто невозможная вонь)) Видимо, скот здесь укрывается от знойного уральского солнца:)

Ругая коз мы спешно торопимся на свежий воздух. Дальше едем на скалу Ребристая, она еще выше по течению. Через село, через лес, натыкаясь на полянки с отдыхающими местными жителями на силу находим. Снова мы на высоте птичьего полета над рекой Уфа, всматриваемся в дали.

Над скалой беспокойно наматывают круги сразу три сапсана (а они, между прочим, в Красной книге России!). Видимо, наш визит им очень не по душе. Солнце уже вот-вот сядет, пора искать стоянку для ночевки. Я никогда не ночую близко к населенкам, ищу место удаленное. Вот и в этот раз мы проехав поля, луга, пару перелесков, съехали в сторонку, где нас особо никто и не увидит. Июньская ясная ночь выдалась очень холодной. Зимний спальник пришелся как нельзя кстати, периодически просыпаясь я хвалила себя, что не купилась на летний месяц на календаре и не взяла летние мешки.

Утро было прекрасным, солнце разогрело леденящую ночную тьму в два счета. Коршун летал над нами, как бы оценивая "А по плечу ли мне эта добыча?.."

Стандартные завтрак и сборы. Мы выезжаем в обратную сторону, минуем Нязепетровск и едем в Верхний Уфалей. По пути останавливаемся полюбоваться рекой Куказар. У дороги приятная полянка в соснах. Говорят, здесь хорошая рыбалка.

От Уфалея на Черемшанку, дальше- на Новочеремшанский карьер, который "восьмеркой" цвета бирюзы смотрит в небо и почти его не отражает.

Прямо у дороги находим кальцит

И искрящийся в солнечном свете халцедон

И много никелевой руды

Заезжаем и на Старочеремшанский карьер. Оба эти карьера давно перестали разрабатывать.

Дальше нелегкая несет нас на Иткуль. Дорога от Верхнего Уфалея как раз проходит мимо карьеров. Но дорога эта- не подарок. Ямы, пучины, асфальт просто отсутствует. Но другого пути нет, точнее есть, но пролегает он через запретку, куда хода нам, конечно, нет. Однако, не стоит расстраиваться, дорогу начали делать уже тем летом. И есть шанс, что уже этим летом ехать удастся по идеальной дороге:)
Все пологие берега Иткуля застроены поселками, дачами, садами и базами отдыха. Другие берега подболочены или наоборот, высокими скалами вздымаются над водой.

Цель на Иткуле одна- Шайтан-камень. Овеянная легендами и сказами скала, отдельно стоящая в воде метрах в двадцати от берега. И озеро, и камень - памятники природы. Озеро, кстати, богато рыбой. Башкирское название Иткуль переводится как "мясное озеро".

Не смотря на охранный статус, вандалы и тут дали волю своим рукам... А множество чаек не рукам дали волю, не рукам...
Есть версия, что когда-то древние представители иткульской культуры делали здесь свои жертвоприношения.

Выезжаем обратно, кочки-ямы, пыль столбом. Солнце все ниже над горизонтом. Пора в сторону дома. Но успеваем, есть еще немножко времени! Вишенкой на торте этого маршрута стал Аракульский шихан. Торопимся заехать к нему до заката. Народу- тьма. Думали, заночевать, может, но яблоку упасть негде.

Торопимся, ловим последние лучики солнышка и потихоньку едем домой, приятно уставшие и наполненные впечатлениями. И долго мы еще будем вспоминать и прелый запах коз, и легкую руку художников древности, и мягкий плеск волны Иткуля, и неповторимый цвет никелевых карьеров.

ЗЫ: Маршрут успешно выполнен за два полных дня, и не знать бы нам успеха, если бы не Нива. Благодаря отечественному внедорожнику удалось максимально близко подъехать почти ко всем объектам маршрута, что, несомненно, сильно сэкономило наше время. Рассчитывайте свои планы в соответствии с возможностями вашего транспорта. Кстати, под конец маршрута, прыгая по склону от шихана мы таки сломали переднюю пружину у Нивы. Такие вот дорожки, ухабистые, колеистые и в меру грязные:)

Нить Ариадны: Челябинск-Аргаяш-Кыштым-Касли (поворот на В.Уфалей)-Курочкин лог(поворот на Вишневогорск)-Вишневогорск, г.Каравай-Верхний Уфалей-Нязепетровск-Арасланово(проехать мимо!)-скала Араслановская писаница (Яман-таш)-скалы Лось-камень и Копна-камень (ниже по течению Уфы)-скала Зайкин камень (еще чуть ниже по течению)-с.Арасланово-скала Араслановская-скала Ребристая (Ике-таш)-Нязепетровск-река Куказар-Верхний Уфалей-Черемшанка-Новочеремшанский никелевый карьер-Старочеремшанский никелевый карьер (осторожно, вокруг карьеров много технологических запутанных дорог)-Сельки-Даутово-Иткуль-Пьянково-Шайтан-камень-Пьянково-Иткуль-Даутово-Сельки-Черемшанка-Верхний Уфалей-Силач-Аракульский Шихан-Силач-Кыштым-Аргаяш-Челябинск. Всего примерно 750км(±) хоббитских туда-обратно. Доброго пути!

Я с удовольствием отвечу на вопросы о маршруте здесь, в комментариях.

Все фотографии с этой поездки тут
Tags: 4x4, Аракульские шиханы, Араслановская писаница, Верхний Уфалей, Вишневогорск, Куказар, Курочкин лог, Нязепетровск, Черемшанские никелевые карьеры, Шайтан-камень, автотуризм, геология, краеведение, маршрут, нива, озеро Иткуль, птицы, скалы реки Уфа, туризм, урал, что посетить, южный урал