chel_tourist (nature_tour) wrote,
chel_tourist
nature_tour

Спелеофантазии Ашинского района

Вы когда-нибудь слышали оглушающую тишину? Или, быть может, вам удалось увидеть абсолютную темноту? Нет? Напрасно... Тогда вам срочно нужно собираться в новый интересный спелео-маршрут. Там, в Ашинском районе Челябинской области вы найдете и первое, и второе, и компот еще много интересного.

Мое пристрастие к спелеологии известно многим, но понятно оно далеко не всем. И уж точно не все его разделяют:) Между тем, каждая из посещенных мною пещер не похожа на предыдущую. И каждый раз заходя в темноту подземелья я испытываю особый трепет в ожидании того, что там увижу. Кто-то ждет жарких пляжей и морских прибоев, а я жду влажных, холодных и абсолютно темных подземных полостей и их неповторимой тишины.

Итак, я вдохновила идеей нового маршрута своих спутников, и вместе мы отправились в дальнюю дорогу по м5 от Челябинска до Ашинского района. Путь продолжительный и даже утомительный, поэтому мы не пренебрегали возможностью остановиться и размяться. Первой такой разминкой стал "быстренький" забег на самую западную скалу хребта Шуйда.

Для этого на крайнем перед Юрюзанью "карманом" мы свернули в лес и, проигнорировав "кирпич", начали подъем в гору по дороге к ретранслятору. Других людей мы в итоге там не встретили, поэтому нарушение "кирпича"- на ваше усмотрение)) Поравнявшись со скалой на первой крутой излучине дороги, мы оставили машину на обочине и напрямик пошли через лес в сторону скалы.

Хоть этот путь и оказался самым коротким, но самым легким он точно не был. Во-1, лес оказался очень буреломный, а подлесок густой. Камни покрыты плотным и скользким моховым ковром. Во-2, склон достаточно крутой. Лишь подойдя к стене мы поняли, что переоценили легкодоступность этих скал.

Мхи и лишайники предательски отрывались от скалы и мешали хорошему сцеплению обуви с поверхностью камня. Собственный вес тянул назад. А когда до вершины оставалось совсем немного, то уже становилось даже страшно. Падать отсюда было уже слишком высоко. Подниматься приходилось очень осторожно.

Хребет сложен кварцитами, которые под процессами эрозии стали достаточно трещеноватыми и рыхлыми. Скалы потихоньку разрушаются от ветра и влаги. На останцах местами видны следы свежих разрушений. В конце подъема мы вышли на обоюдно крутобокий гребень. Хотя, пожалуй, западная сторона все же была почти отвесом.

Высшая точка этих скал выделялась останцем. Не без труда мы достигли его и смогли, наконец, оглядеться.

вид на восток

вид на Юрюзань

вид на юг

Спускаться назад тем же путем возможным не представлялось. Больно уж круто... Чувствовали себя как кошки, которым хватило куражу влезть на верхушку дерева, а слезть, увы, не хватило)) Мы решили пройти верхом вдоль хребта и найти более пологое место. Довольно быстро оно отыскалось. По небольшому логу между скалок мы спустились в лес и благополучно вернулись к машине.

Размялись так размялись, нечего сказать! Немного устали и проголодались, решили заехать в Усть-Катав, пообедать да посмотреть городок. Несмотря на середину дня, нам не удалось обнаружить работающих кафешек или столовых. В обычном магазине купили перекус и отправились на Могильную скалу над рекой Катав. Проехав через жилой частный сектор, мы оказались на скале. Виды с нее замечательные.

Вообще, если вы располагаете лишним временем, то рекомендую сделать кружок по Усть-Катаву. Там есть много живописных скал, своя гора Шихан, красивый городской пруд, интересные мосты, тестовая трамвайная сеть, причудливо проложенная прямо между жилыми домиками, и несколько небольших пещер.

Перекусив и познакомившись с Усть-Катавом мы поехали в первую пещеру этого маршрута. В Симе мы повернули с м5 на Миньяр. Не доезжая Биянки и Миньяра в окрестностях ж/д станции 1753км в логу Золотов дол есть сады. Домиков совсем немного, но из-за рельефа расположены участки хаотично. Нужно проехать или пройти по дорожкам между домами, двигаясь вверх по логу. За садами деревья немного разойдутся, откроется небольшая поляна. Здесь нужно свернуть на тропинку вправо. Тропа выведет на правый борт лога и круто начнет подниматься вверх. Подъем будет до самого входа в пещеру.

Никольская пещера небольшая. Общая длина ходов 185м, а глубина 25м (хотя на деле кажется,что еще меньше). В пещере есть пара небольших (до 3 метров) колодцев, пройти которые помогают деревянная лестница и палки (бревнышки), приставленные к стене.

Обильной натечки в пещере нет, пол в основном сухой. Стены влажные, встречается мондмильх. Но стены достаточно закопченные, поэтому местами выглядит Никольская не очень презентабельно.

В целом пещера оказалась интереснее, чем думала я до посещения. На поляне в логу можно переночевать с палаткой, если вас не пугает огромное количество комаров:) Недалеко от садов есть Никольский родник, он находится на другой стороне автодороги напротив ж/д станции.

Солнце клонится к закату, мы едем дальше. Сегодня по плану еще одна пещера - Киселевская. Проезжаем Миньяр. На выезде стоит полюбоваться Красной скалой. Она нависает громадой над ж/д станцией Миньяр.

По дороге, будто бы подвергавшейся бомбёжке, доезжаем до окраины Аши- до поселка Аминовка. Сворачиваем направо в первый поворот поселка, доезжаем до реки Сим. По ветхому на вид мосту едем (или переходим, идти не далеко в общем-то) на другую сторону. Затем проезжаем под ж/д мостом и движемся по логу вдоль Киселевского ручья. Справа (не доходя до водозабора) обнаружится тропинка, которая круто уходит вверх по склону. Подъем крутой, но не очень долгий. К сожалению, площадка возле пещеры очень замусорена. Видно, что кто-то собирал мусор в пещере, но потом оставил эти мешки у входа, а не забрал их с собой. Как следствие, их разорвало зверье и ветер разметал содержимое мешков. Хочется обратиться ко всем: делая доброе дело, доделывайте его до конца. Забирайте мешки с собой, уносите до ближайшей помойки. Не нужно делать из мусора эстафетную палочку, а из уборки мусора - акт геройства.

Киселевская пещера (пещера Чебаевского) является памятником природы. Ее длина 1260м, а глубина 37м. Рассказывают, что ранее пещера была безумно красивая, но массовый туризм и доступность ее погубили руками предыдущих поколений спелеотуристов. Остается лишь грустить, зная этот факт, и довольствоваться тем, что осталось.

Сразу за входом попадаем в грот Зимующих летучих мышей. Длина грота 35 м, ширина до 10 м, максимальная высота 20 м. Объем впечатляет! Спуск скользкий, камни и бревна создают дополнительные препятствия. Наш спуск совпал с вылетом летучих мышей. Потревоженные нашим визитом, они покружили над нами и улетели на свою вечернюю охоту.

Через небольшой и низкий грот Мрачный мы попадаем в грот Музыкальный. Здесь с высоких сводов пещеры капает вода, мягкое эхо повторяет звуки несколько раз. Эта песня пещеры завораживает.

Обвальные камни со сводов пещеры проходятся не просто. Легко оступиться и упасть. Двигаться нужно не спеша.

Через пару гротов попадаем в Жемчужный зал. Он считается самым красивым, хотя в нынешнем состоянии пещеры это трудно понять. Здесь когда-то был прекрасный пещерный жемчуг. Точнее, он и сейчас есть. Еще точнее - его остатки. Но вопреки распространенному мнению, что остатки сладки, вид именно у этих- не очень.

Еще немного дальше мы оказываемся в Банкетном зале. Он просторный, весь "однотонный" цвета глины. На потолке много соломки и остатков другой натечки. Пол покрыт вязкой и липкой глиной.

В этом гроте протекает небольшой ручеек. Вообще я советую именно здесь выключить фонари, посидеть в абсолютной темноте и помолчать. Насладиться полной тишиной, ощутить совершенную оторванность от внешнего мира.

Дальше мы не пошли, в основном из-за усталости. Далее ждало глиняное "свинство" и узкий лаз, на который нашего запала не осталось. Дорога утомительна, забег на Шуйду отнял немало сил, взлет к Никольской их не добавил, а Киселевская отняла последние крохи:) Организмы требовали горячей еды и теплой постели, чего мы обещать им не могли. Из пещеры мы вышли затемно. Мышки все еще летали у входа, уничтожая местную популяцию комаров.

Так как следующий день предполагал много подвигов дел, включая самое главное - посещение пещеры Фантазия (Икеньская, Икень или Икинь), то было решено ночевать в районе Сухой Ати. Для этого проехали Ашу, пересекли м5 и по грейдерной дороге доехали до поселка. Раньше мы уже бывали здесь при посещении пещеры Сухая Атя, но тогда обошлись без ночевки. Искать место для стоянки в темноте оказалось сложно. Единственно удобное место за поселком оказалось занято большой и шумной компанией. Другие места оказались очень подболоченными и густо заросшими. Пришлось вернуться в поселок, найти удобный проулок и съехать на берег реки. Заметно похолодало, небо усыпалось миллиардами звезд, Млечный путь загадочно светился дымно-золотистыми тонами. Ужинаем наскоро, из последних запасов энергии ставим палатку и падаем спать.

Утро встретило густой росой. Мы встали по будильнику, опаздывать нельзя. Путь до Фантазии лежит почти по бездорожью с приличными препятствиями в виде рек, болот и крупных камней. О том, чтобы ехать экипажем в одну машину, не могло быть и речи. На мою удачу сюда в эти дни отправлялся Клуб краеведческого туризма и активного отдыха Белый филин (г.Аша). Их дружная компания и взяла нас "на хвост", вместе же веселее. Ребята устраивают некоммерческие выезды и походы, всегда рады новым друзьями. В общем, если будете в Аше - на этих ребят можно положиться, надежные:)

Группа Белого филина ехала на УАЗе, мы на Ниве следом. От моста перед Сухой Атей до Виляя доехать оказалось не очень сложно. Местами дорога была подмыта ручьями, а старые бревенчатые мостки смыло, но для внедорожников дорога имела статус спокойно проезжаемой. Мелочи вроде нескончаемой тряски любителям бездорожья не страшны.

Но все хорошее быстро кончается. После поворота на Виляй дорога превратилась в полосу препятствий. Очень сложный путь, того и гляди машину оставишь посреди леса. Несколько бродов, промоины глубиной в метр, камни... Ниву километров за 5 до финиша оставили перед нешуточным болотом. Рисковать и создавать проблему было не зачем. УАЗ заметно выше да на "пустое нутро" болото преодолел. В тесноте да не в обиде доехали почти до конца, в одном из бродов вездеход немножко нахлебался воды. С некоторым беспокойством мы оставили его и отправились пешком к пещере. Оставалось всего около километра и пара бродов. Я очень жалею, что не делала фотографий дороги.

Оставшийся километр особо не принес проблем. Только лишь ледяные воды реки Икинь заморозили ноги в считанные секунды. Казалось бы, ширина реки метров 10, глубина на конец августа около полуметра, но течение сильное и стремительное, а вода очень холодная. За бродом уютная стоянка с кострищем. Передохнули, попили чаю, угостились вкуснейшим урбечом (это вкусно и сытно!) и отправились в пещеру. Сначала заросли крапивы, потом очередной подъем вверх по склону, по узкой тропинке. После вчерашних взлетов вверх ноги просили отдыха, но именно его мы дать им не могли:) Так уж выходит часто, чтобы спуститься под землю, приходится набрать высоту. Наконец-то мы у входа в пещеру.

Фантазия пещера небольшая, общая длина 333м, глубина 12,5м, высота сводов от 0,5 до 11м, ширина ходов - от 0,5 до 23м. Вход низкий, проходится ползком на четвереньках, далее вся пещера ходится в полный рост. Пол пещеры сырой, но не очень грязный. Зато скользкий:) Недалеко от входа есть маленькие гуры. Их мало кто замечает и идут прямо по ним.

Первая часть пещеры может несколько разочаровать, ведь многочисленные описания обещают красивейшую пещеру, а тут одни камни и глина.

Но дальше... Дальше очень красиво. Так красиво, что, пожалуй, не требует слов.

Много сталактитов, сталагмитов, сталагнатов, геликтитов, есть гуры и кальцитовые водопады. Стоит заметить, что много со сводов обвалилось, видимо, тектоника "осыпала" когда-то половину прелести.

Пещера очень красива. Теперь это моя любимая уральская пещера:) К слову, в пещере чисто, надписей единицы. Из острого желания сохранить эту красоту я в конце дам координаты на все, кроме Фантазии. Пусть это будет своеобразной "защитой" от плохих туристов. А хороших и проверенных людей либо возьмут с собой, либо подскажут пароли-явки лично после торжественной клятвы не разбазаривать их налево и направо.

Стоит отметить, что пещера Фантазия находится уже на территории Башкортостана, в Архангельском его районе на склоне горы Бургаз, что, несомненно, не стыкуется с названием моей путевой заметки. Сделано это название умышленно по нескольким причинам: преимущественная часть маршрута пролегала по Ашинскому району Челябинской области, посещали эту труднодоступную пещеру в компании с ашинцами и заходили со стороны Ашинского района. Многие источники приписывают Фантазию Ашинскому району, видимо, всем им хочется, чтобы она была хотя бы немножечко наша:)

Отобедав после пещеры, мы отправились в обратный путь. Отдохнувший УАЗ с уговорами завелся и повез нас до брошенной в лесу Нивы. Обратная дорога тянулась вечностью, хотя и далась чуточку легче, чем в ту сторону. По пути мы остановились в Сухом логу. Здесь есть Комсомольская пещера. Но пещера эта не простая, требует снаряжения и подготовки, и, в сущности, интересна только в спортивном плане. После непростой дороги Нива в буквальном смысле плакала- в фарах стояла вода:) Одна лампа в итоге перегорела и по темноте на трассе в дождь пришлось ехать с одной фарой.

Подводя итоги, скажу, что этот маршрут подходит для активных людей, не знающих что такое сидеть на месте. Выезжать из Челябинска лучше как можно раньше, чтобы успевать до темноты находить место для ночлега. Из-за непростой дороги второго дня трудно сказать сколько времени потребуется на ее преодоление, потому что это зависит и от вашего транспорта, и от погодных условий. Также нельзя забывать о трудных участках трассы м5 в районе Симского перевала и Уреньги. Эти места часто собирают пробки по разным причинам и отнимают много времени. Симский участок частично объезжается через Миньяр, но не забывайте, что дорога там "яма на яме".

Вид с перевала на Сим

Отправляясь в пещеры, запаситесь фонарями (по паре на человека) и хорошим запасом батареек для них. Приготовьте сменную одежду, в которой будете посещать пещеры. Вы замараетесь (без вариантов! Не сомневайтесь). Начинающим туристам самостоятельно искать Фантазию я не советую, прибегайте к помощи проводников, так как местность там дикая и сложная.

Нить Ариадны: Челябинск- поворот на Шуйду (54°52′21.8″N 58°28′48.7″E) - скала на хребте Шуйда (54°52′26.5″N 58°29′53.1″E)- Усть-Катав- скала Могильная (54°55'55"N 58°8'36"E)- сады в Золотовом долу (55°04′18.8″N 57°36′44.1″E)- пещера Никольская (55°4'29"N 57°36'41"E)- Миньяр- Красная скала (55°3'29"N 57°31'38"E)- Аминовка- мост через реку Сим (55°0'48"N 57°18'34"E)- Киселевская пещера (55°1'7"N 57°18'44"E)- Аша- Сухая Атя- Виляй (54°48'20"N 57°18'31"E)- Сухой лог- река Икинь- гора Бургаз- пещера Фантазия- обратная дорога до Сухой Ати- Челябинск.

Делюсь схемами пещер, вдруг пригодятся.

Это Никольская:

А это Киселевская:

Все фотографии с маршрута тут
Tags: 4x4, Аша, Бургаз, Икеньская пещера, Киселёвская пещера, Маршрут, Миньяр, Никольская пещера, Сим, Сухая Атя, Усть-катав, Челябинск, Челябинская область, автотуризм, башкирия, башкортостан, бездорожье, внедорожник, нива, пещера, пещера Фантазия, пещеры, поход, спелео, спелеология, спелеотуризм, туризм, урал, хребет Шуйда